Как обычно, сначала несколько слов о
языке, на котором мы говорим и о понятиях, которыми мы пользуемся.
Итак, этика - философское учение о морали, нравственности как одной из
форм общественного сознания. Но и норма поведения класса или группы
людей. Мораль - совокупность принципов и норм поведения людей по
отношению друг к другу. Соблюдение признанных принципов морали и есть
нравственность. Почему я позволяю
себе высказывать на страницах периодического издания мысли о
взаимоотношениях между рыболовами, так только потому, что сейчас, с
одной стороны, "висит необходимость" в очередной раз проводить
повторение "пройденного" ранее относительно технических приемов ловли
рыбы с учетом последних достижений. А, с другой стороны, наше
технократическое время нанесло настолько существенный урон запасам
рыбы, что иногда думаешь, а не прекратить ли ловлю рыбы и не заняться
ли ее разведением. Этика поведения
рыболова на водоеме является не только достаточно сложной, но во многих
случаях и неоднозначной. Например, как можно осуждать жителя Крайнего
Севера за то. что он ловит рыбу для пропитания сетями. Но при этом ни
один нормальный "коренной" житель не позволит ни себе и никому
пользоваться при ловле рыбы взрывчаткой или электротоком. Вопрос
о поведении рыболова на водоеме я бы разделил на три отдельных части,
которые, конечно, неразрывно связаны друг с другом. Это отношение
рыболова к рыбе, отношение к самому водоему и отношение к коллегам по
рыбной ловле. Отношение рыболова к рыбе Если
вспомнить, то в средние века отношение к рыбе, также как и к другим
предметам охоты, было аналогичным тому, как фермер относится к своей
скотине, которую он выращивает, или к посевам, или к саду. В условиях
сохранения частной собственности на землю в странах Европы такое
отношение не только сохранилось до сих пор, но и стало еще более
бережливым. И только у нас сейчас все происходит как в том известном
анекдоте, когда мужик посадил картошку, а на следующий день ее
выкапывает. На вопрос о том, зачем он это делает, следует ответ о том,
что "очень кушать хочется".Наше
наплевательское и безжалостное отношение к рыбным запасам проистекает
из безграмотности, из непонимания, как быстро все может закончиться, а
также потому, что первобытный инстинкт гонит добытчика сорвать куш,
пока его не опередили. Зачем ловить мелкую рыбу ценных пород, что с ней
потом делать. Десятки килограмм мелкого подлещика, переработанные на
"воблу", нанесут больше ущерба не только водоему, но и самому рыболову.
Такой рыболов перестает осознавать смысл рыбной ловли. Потратить деньги
на снасти, на транспорт, на прикормку, на приманку, а также время на
переработку мелкой рыбы и после этого жевать вяленую "фанеру", и какое
это удовольствие. Уж если ловить рыбу для еды, так только товарную. Но
это не самое главное. На мой
взгляд, самое главное заключается в том, что у очень многих рыболовов
изначально пренебрежительное отношение к рыбе. Если такому рыболову
попадается на крючок мелочь, то вместо того чтобы аккуратно снять
недомерка с крючка и отпустить в воду, рыболов просто и безжалостно
бросает мелочь в сторону. Это же относится и к тем любителям, которые
ловят рыбу непосредственно перед нерестом. Пренебрежительное отношение
к рыбе приводит к тому, что рыболов, несмотря на все старания, не может
научиться грамотно и эффективно ловить товарную рыбу любительскими
снастями. Тогда рыболов или бросает рыбную ловлю (если он достаточно
культурен и воспитан), или начинает искать способы не ужения, а добычи
рыбы. Не спорю, что есть очень
интересные способы ловли, кроме удочки или спиннинга. Примером может
служить ловля рыбы руками, авоськами в прибрежной траве в летнюю жару,
тут нужна не только и не столько сноровка, а понимание водоема и
поведения в нем рыбы в выбранное для охоты время. Даже ловля сетями или
бреднями имеет свои особенности и приемы и неопытный браконьер (именно
браконьер, те, кто поколениями добывает себе рыбу для пропитания
сетями, умеют ее ловить) ловит рыбы меньше, чем опытный рыболов
спортивными снастями. Но и рыболов-спортсмен нередко становится врагом
рыбы страшнее браконьера, когда начинает вылавливать большие количества
мелкой рыбы. Именно поэтому нужно ориентировать рыболовный спорт на
ловлю крупной взрослой рыбы, а не мелкого подлещика или шурят-шнурков. По
моему глубокому убеждению, рыболовы, кроме определенных периодов жора
рыбы, ловят наиболее ослабленных особей, которые отстают в развитии и
тем самым представляют наименьших интерес с точки сохранения генофонда.
Это не относится к мелкой рыбе. Пока рыба не достигла половой зрелости,
она быстро растет, у нее большая конкуренция в стае и мало "жизненного
опыта". Поэтому первая же встреча с крючком для мелкой рыбы весьма
вероятно заканчивается трагично. Если
же на крючок попадается крупный лещ или плотва, то в этом заслуга не
только рыболова, но и рыбы, потерявшей из-за "плохого самочувствия"
бдительность. И не будет ничего страшного в том, возьмет ли рыболов ее
как еду или трофей или сжалится и отпустит восвояси. Однако нашим
водоемам это пока не грозит из-за низкой культуры рыбной ловли, в том
числе и спортсменами. Развитие
мировой индустрии рыболовного спорта уже привело к таким снастям,
против которых рыба устоять просто не может. Сверхтонкие лески,
сверхпрочные крючки, сверхуловистые приманки, сверхсовременная техника
и тактика ловли делают соревнование рыболова игрой с рыбой "в одни
ворота". Из понимания этого факта на "западе" принцип "поймал -
отпусти" получил буквально не только всеобщее признание, но и правовую
поддержку. Принцип этот не был искусственно придуман, для рачительного
хозяина он существовал с тех пор, как человечество перестало опасаться
гибели от голода, но сейчас концепция ловли рыбы не ради добычи, а ради
удовольствия, главенствующая. К сожалению, нам до этого еще далеко и
спасает рыбу то, что жадность по отношению к ней тесно связана с
жадностью по отношению к элитным, современным снастям. И на фоне того,
как наши поплавочники и спиннингисты борются внутри себя с собственной
жадностью, водоемы опустошают добытчики. Если бы культура отечественной
ловли выросла бы до уровня наших более культурных в этом отношении
соседей, принцип "поймал - отпусти" автоматически стал бы составляющей
рыболовной этики. Правда, тогда бы в роли браконьеров оказались
"спортсмены-подводники". Мне давно хотелось высказаться по этому
поводу, вот теперь случай и представился. Ловля
острогой или с применением огнестрельного оружия во времена советского
периода считались запрещенными. Но по непонятным причинам стрельба по
рыбе из подводных ружей считалась (и считается) полноценным видом
спорта. Связано, наверное, это было с тем, что выследить крупную рыбу,
подобраться к ней на очень близкое расстояние действительно трудно,
если запас воздуха в легких быстро заканчивается. Но подводные охотники
(не спортсмены) быстро сообразили, что нужно заменить дыхательную
трубку аквалангом. И после этого наши аквалангисты-охотники стали
браконьерами-добытчиками. Особенно досталось маленьким рекам, из
которых маточные стаи рыбы "выбиваются" круглогодично. На некоторых
речках сейчас происходит "соревнование" между теми, кто пользуется
электроудочками и аквалангами, кстати, подводная охота с применением
аквалангов считается браконьерством. Но
даже если вы ловите разрешенными снастями и при этом наблюдаете, что
рыбы в водоеме мало или ее количество уменьшается, то не лучше ли
вообще прекратить ловлю. Принцип
"поймал - отпусти" бывает нелегко осуществить. Рыба во время
вываживания и снятия с крючка травмируется, и если водоем инфицирован,
а рыба ослаблена, то отпущенная рыба, очень вероятно, заболеет. Именно
поэтому, например, для участия в международных кубковых соревнованиях
по ловле карпа кроме снастей каждый участник обязан иметь специальный
матрасик-корытце, в который помещается рыба, извлеченная из подсачека.
В этой емкости с водой рыболов освобождает рыбу от крючка и
обрабатывает ей рану, прежде чем отпустить в водоем. И участника без
матрасика и специальной аптечки до соревнования просто не допускают! А. Яншевский Публикуется с разрешения портала МК.ru
|